Функциональные характеристики¶
Общие сведения¶
Наименование и статус программного обеспечения¶
Наименование ПО: «Облачная платформа Видеонаблюдение Ростелеком».
Полное наименование ПО: «Облачная платформа Видеонаблюдение Ростелеком».
Статус ПО: введено в коммерческую эксплуатацию.
Сегмент бизнеса: B2B.
Наименование разработчика и заказчика программного обеспечения¶
Заказчик: ПАО «Ростелеком».
Разработчик: ООО «Ростелеком информационные технологии».
Функциональные характеристики¶
Цели и назначение¶
«Облачная платформа Видеонаблюдение Ростелеком» (далее платформа) – это программное решение, которое предназначено для получения видеопотоков от клиентских устройств, анализа видеопотока программными средствами, для хранения и предоставления видеоархивов и событий, трансляции и управления потокового видео с камер, предоставления отчетов. Видеопотоки приходят в платформу по протоколу SPIF2 и RTSP. Подключаемые к платформе клиентские устройства должны обладать предустановленным ПО от ПАО «Ростелеком», либо предоставлять видеопоток посредством RTSP-протокола.
Общие функциональные характеристики¶
Платформа обладает следующими функциональными характеристикам:
-
Администрирование:
- ведение тарификационной системы (тарифные планы, тарифы, использование дополнительных услуг);
- ведение реестров пользователей и устройств;
- мониторинг текущего состояния пользовательских сессий;
- мониторинг текущего состояния устройств;
- внесение изменений в текущее состояние устройств, пользователей или услуг.
-
Предоставление клиентского доступа:
- веб-портал с доступом к услуге Видеонаблюдение Ростелеком при помощи Личного кабинета;
- мобильные приложения для ОС iOS и Android
- настольное приложение Видеонаблюдение Ростелеком для ПК для ОС Windows;
- приложение VMS сервер Видеонаблюдение Ростелеком.
-
Управление видеокамерами:
- подключение/отключение клиентских видеокамер;
- трансляция потокового видео;
- при наличии — управление PTZ камер;
- хранение видео (видеоархив);
- предоставление доступа пользователю к прямому эфиру и архиву согласно тарифным настройкам;
- управление битрейтом, режимом вещания, настройками звука, детекторами камеры;
- управление видеокодеком;
- управление качеством записи видео согласно тарифным настройкам на камере.
-
Фиксация и предоставление событий:
- получение, хранение и отображение событий видеоаналитики, поступающих от детекторов камер и внешних модулей анализа;
- показ событий пользователю с наложением на видеозапись;
- настройка сценариев при получении события;
- хранение событий согласно тарифным настройкам камеры.
-
Взаимодействие с внешними системами:
- получение с видеокамер скриншотов и предоставление Яндексу полученных фотоизображений для контроля брендирования автомобилей;
- получение событий от внешних провайдеров видеоаналитики;
- установка геокоординат для камер с помощью сервиса Спутник.
-
Прочие функции:
- управление каналами оповещений (SMS, Email, push-уведомления);
- создание, сохранение и предоставление MP4-файлов, созданных из видеозаписей камер пользователя;
- предоставление скриншотов;
- формирование и предоставление ссылки на трансляцию камеры пользователя;
- предоставление отчетов в XLSX-формате и в виде таблиц в веб-интерфейсе;
- предоставление раскладок — показ видео с нескольких камер одновременно на одном экране.
Принципы функционирования системы¶
В платформе реализованы три уровня взаимодействия:
- уровень веб-представлений;
- уровень серверов приложений;
- уровень формирования и хранения данных.
Общая схема взаимодействия компонентов платформы представлена на Рисунок 1.
Рисунок 1. Общая схема взаимодействия компонентов платформы
Структура и функционирование системы¶
Платформа включает в себя функциональные модули (компоненты), предназначенные для решения соответствующих комплексов задач. Выделяются следующие функциональные модули (Рисунок 1):
- клиентские приложения;
- система взаимодействия с пользователями;
- система управления камерами;
- система обработки и доставки видео (видеотракт);
- система хранения архивного видео;
- система синхронизации видео;
- система оповещений;
- система событий;
- система отчётов.
Клиентские приложение предоставляют экранные формы для взаимодействия с пользователями. Клиентские приложения реализованы как для мобильных платформ iOS, Android, так и для операционных систем семейства Microsoft Windows.
Система взаимодействия с пользователями предоставляет программные интерфейсы для клиентских приложений, содержит в себе всю бизнес-логику и является основным компонентом платформы, управляющим сущностями предметной области.
Система управления камерами обеспечивает взаимодействие с камерами пользователей, управление параметрами камер, обновлением встроенного ПО, разработанного в ПАО «Ростелеком».
Система обработки и доставки видео выполняет приём, преобразование и тиражирование видеоконтента в требуемом клиенте формате.
Система хранения архивного видео обеспечивает хранение получаемого видеопотока и выгрузку архивных видеофрагментов.
Система синхронизации видео обеспечивает синхронизацию видеоархива между локальным архивом видеоисточника и централизованным архивом в системе хранения архивного видео в соответствие с установленными параметрами.
Система оповещений выполняет доставку оповещений клиентам различными способами, указанными в настройках пользователя. Доставка оповещений возможна как в клиентские приложения, так и посредством SMTP и SMS.
Система событий обеспечивает хранение событий, связанных с жизнедеятельностью платформы, а также событий от камер пользователей, событий внешней видеоаналитики.
Система отчётов предоставляет сведения об изменении объектов (записей о сотрудниках, событиях, камерах), а также другую информацию, сформированную в табличном виде.
В слое хранения данных для организации хранилищ используются следующие решения:
- хранилище объектов системы – PostgreSQL и Clickhouse;
- хранилище сессий – Redis;
- хранилище конфигураций камер - PostgreSQL;
- хранилище архивного видео – метаданные PostgreSQL и Redis, видеоархив – файловая система, предоставляемая ОС;
- хранилище событий – Apache Cassandra и Redis.
Интеграционное взаимодействие¶
Системами-источниками данных являются внешние информационные системы: внешние провайдеры видеоаналитики, система аутентификации и идентификации «Ростелеком».
Интеграция осуществляется с использованием RESTful API платформ и/или HTTP API систем.
Для обеспечения технологии единого входа используются программные интерфейсы системы аутентификации и идентификации «Ростелеком». Все учётные записи пользователей ведутся на стороне системы аутентификации и идентификации. Платформа при аутентификации пользователей и администраторов осуществляет перенаправление запроса в систему аутентификации и идентификации. Результат проверки возвращается в виде ответа на HTTP-запрос c кодом операции, на основе которого осуществляется доступ в личный кабинет пользователя и к разделам настроек администраторов.
Для обеспечения интеграции с внешними провайдерами видеоаналитики используются получение заданий на обработку посредством брокера очередей и последующей отправкой заданий в выбранные провайдеры видеоаналитики с помощью HTTP-запросов.
Тарифицирование оказываемых услуг происходит следующим образом: платформа получает HTTP API запрос от системы предбиллинга Ростелеком (СУНОП) и отправляет в ответ JSON-файл с информацией о всех использованиях тарифов видео, SMS-пакетов и дополнительных услуг клиентами платформы. Расчет стоимости оказанных услуг и выставление счета осуществляется иными сервисами, данные в которые направляет система предбиллинга (СУНОП).
Установка программного обеспечения¶
Установка программного обеспечения не требуется.
Эксплуатационная документация¶
- Инструкция пользователя Личного кабинета
- Инструкция пользователя МП Android
- Инструкция пользователя МП iOS